Сылка на оригинал:http://www.b17.ru/article/kak_ya_uchilasy_govority_no/ Автор статьи: Дженгурова Людмила Григорьевна Психолог
Хочу поделиться своим опытом как я училась говорить "нет" в работе с детьми.
Как известно, дети -очень умелые манипуляторы и они это делают с младенчества.Все дети испытывают наши границы на прочность ,но делают это по-разному,поскольку есть дети послушные,а есть дети упрямые.Они по-разному усваивают правила и по-разному реагируют на замечания взрослых.
С первыми детьми проблемы возникают редко-они выполняют просьбы,рекомендации родителей,взрослых,легко идут на сотрудничество,буквально заглядывают в рот.Эти дети -мечта любого родителя и педагога.
Упрямые дети приносят много хлопот как родителям,ближайшему окружению ,так и педагогам.С ними всегда надо быть на чеку,поскольку они постоянно испытывают границы дозволенного и постоянно соревнуются в борьбе за власть с родителями ,учителями .Эта борьба вас выматывает и не факт,что будет так как вы сказали или как вы хотите.Многие родители капитулируют в этой выматывающей борьбе и тогда " бал правит" в семье не вы,а ваш упрямый ребенок.
Я тоже имела опыт работы с такими детьми. На стадии знакомства с таким ребенком я воспринимала все его высказывания,жалобы за чистую монету-как можно ребенок не может врать-это искренний и правдивый человечек....Потом поняла ,что это зависит от возраста ребенка, его привычек,стиля воспитания родителей и пока поймешь что к чему,сопоставишь факты,поговоришь с родителями -можно попасть "впросак".
Что и случилось в работе с девочкой Машей(условное имя) 6 лет, аллергические реакции на сладкое- родители ограничивают и временами даже запрещают покупать сладкое.Запрет не носитт обязательного характера....Девочка это уже проверила и не раз ,поскольку бабушку она на раз заставляет покупать ей какую-нибудь сладость в магазине. Мама разрешает иногда. Настала очередь моего экзамена на прочность.
Я сначала покупала-за что получила замечание от мамы и просьбу не покупать ей сладкое.Что делает Маша:она всеми правдами или неправдами старается заманить в магазин,затем у нас там происходит длительный изнурительный диалог,где я привожу свои аргументы почему я не буду покупать то,что ей хочется,а она свои ,вернее, диалог начинается раньше,когда она просит зайти в магазин :
-Зачем нам заходить в магазин? Нам там нечего делать...
-Нам надо купить молоко и хлеб...
-Да,ну давай зайдем...
-Давайте купим эти...(конфеты,жвачки и т.п.)
-Мама мне не разрешала их покупать.
-Мама мне сама вчера покупала....Ну,купите...
-Ты аппетит свой перебъешь..и не будешь обедать.
-Я не буду сейчас кушать...
-Я не буду покупать тебе конфеты -мама будет ругаться..
-А бабушка мне покупает конфеты.
-Ну и что ,что бабушка покупает,а я не буду тебе покупать.
-А я тогда скажу маме,что вы плохая гувернантка и она вас уволит....
-Ну,и пусть увольняет-я другую работу найду.
-Ну,пожалуйста,я после обеда съем их.
-Зачем тебе эти конфеты-они сплошная химия...?
-Ну и что-я хочу..(.берет со стойки у кассы пакетики) -вы что хотите,чтобы я с голоду умерла-я есть хочу...
-Нам до дома идти 5 минут-думаю ,что за пять минут ничего не случиться...
-Тогда я не буду делать задание....(уходит вперед обиженная)
Вот примерно такие пикировки были у нас очень часто...Знакомо?
После одного мастер -класса с известным в наших кругах коллегой я применила другую схему разговора при отказе на очередную просьбу девочки пойти в магазин:
1. слово "нет" (твердое и решительное)
2.содержание
3.обоснование
4 компенсация
и получилось вот что:
-Давайте зайдем в магазин
-НЕТ.Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы.Лучше мы это время погуляем на площадке.
Маша опять пытается настоять на своем и в ответ опять:
-НЕТ.Мы не будем заходить в магазин,потому что магазин не входит в наши планы.Лучше мы это время погуляем на площадке.
И смотрю Маша "сдулась" в своих желаниях ,поскольку столкнулась с решительным отказом и впереди замаячила другая желанная альтернатива.
Так происходило несколько раз и сейчас у нас нет таких долгих пикировок,поскольку я не даю ей повод для этого и я не трачу свою энергию и не подпитываю энергетически лишними вопросами,доводами Машу.
Не знаю,как в других случаях,но с детьми это точно работает.
Как только у вас появилось намерение отказать- вы озвучиваете свое намерение неизменным словом "нет" и меняется только следующие за ним пункты:содержание,обоснование,компенсация в зависимости от ситуации.
Я всегда с благодарностью вспоминаю этого коллегу,поскольку этот метод реально помог мне и он работает.
|